Я родилась и выросла природным интернационалистом. Книги, кино и школа способствовали этому – плакаты с белым-негритенком-китайчонком, стихи о дружбе народов. Не разбирала я эллина и иудея, не примечала никогда: вот татарское имя, вот польская фамилия. Для меня это было органично, и до сих пор я считаю дружбу народов нормой. Во всех межнациональных и межрасовых дрязгах вижу не священную борьбу, а дурь, не преодоленную пока болезнь человечества (вот черную оспу победили, а это еще нет).
Тем чётче образцовый эксперимент, который жизнь поставила на таком вот гражданине мира.
Я записала старшую дочь в анимационную студию при Национальном Культурном центре. Надо знать, что анимационных студий, в отличие от школ танцев и кружков рисования, в Москве мало (может, две) – эта была недалеко от дома, реклама убедительная, преподаватели симпатичные. При заключении договора и внесении оплаты никаких проблем не возникло.
Ходим месяц, ходим два. Ребенку нравится, преподаватели говорят, что она отлично схватывает все эти раскадровки и мизансцены. На третий месяц девушка-администратор говорит: знаете, не ходите к нам больше – наш духовный лидер против, у девочки не та национальность. Апелляция к таланту ребенка и деньгам родителей не прокатила. Что ж вы сразу-то не сказали, национально-культурные граждане?!
Преподаватель обещала перезвонить, пригласить на занятия в другое место. Не перезвонила.
И – всё. Вся их тема стала не просто чужой – чуждой. Всё их «национальное» и всё их «культурное». Язык неприятен, кухню пробовать не хочется, в книгах всё про своих, обычаи странные, подвиги преувеличенные, страдания выпяченные, история напыщенная, праздники лишние. Какие еще противные слова я забыла? Претенциозный, вымученный, надуманный.
Теперь я поняла, что подчеркивание национального приемлю только тогда, когда оно «открыто»: привет, чужеземец, заходи на наш праздник, попробуй наш сыр и вино (у соседей такого нету!), потанцуй наши народные танцы (а мы поглядим с добродушным смехом, как ты в них неуклюж), если хочешь – можешь даже посмотреть, как мы молимся нашим богам, и вместе с нами помолиться своим.
А не «закрыто»: что смотришь, чужак? Праздник только для нас, сыр и вино не про твою честь (ты все равно не сможешь оценить их вкус), наши танцы – сакральное действо для посвященных, а уж к нашему молитвенному дому не приближайся на выстрел.
О бытовом национализме
-
До сих пор приятно вспомнить
…
-
Ностальгический тортик
Этот пост был опубликован 6 лет назад: тортик стал еще более ностальгическим
-
Державин жив!
Кого из русских поэтов допушкинской эпохи я вспоминаю почти каждый день? Само собою, безусильно? Державина: он у меня жив не хуже Цоя,…
- Post a new comment
- 19 comments
- Post a new comment
- 19 comments
-
До сих пор приятно вспомнить
…
-
Ностальгический тортик
Этот пост был опубликован 6 лет назад: тортик стал еще более ностальгическим
-
Державин жив!
Кого из русских поэтов допушкинской эпохи я вспоминаю почти каждый день? Само собою, безусильно? Державина: он у меня жив не хуже Цоя,…