blogo_go (blogo_go) wrote,
blogo_go
blogo_go

Categories:

Заповедник забытых балетов

Ааа, какую книжку я нашла на высокой дальней полке! «100 балетных либретто». Как я в детстве ее любила! Во всех либретто в списке действующих лиц карандашом подчеркнуты роли, которые я хотела бы станцевать сама: в «Алых парусах» - две, в «Спящей красавице» - все восемь! Надев пуанты и поглядывая в зеркало, я копировала позы с фотографий на глянцевых вкладках.

Это такой кладезь для балетных режиссеров, с ума сойти. И для реставраторов старинных балетов, и для пост-постмодернистов-концептуалистов. Тут и забытые постановки XIX века (Петербург, Лондон, Париж), и спектакли республиканских театров (эстонский балет, грузинский балет, узбекский балет – каково!), и куча драмбалетов тридцатых годов. Про них сейчас никто и не помнит, кроме историков театра – «Египетские ночи», «Партизанские дни», «Тийна», «Гыз галасы», «Сердце гор» (это я просто по содержанию иду).

А вот отзвук войны: «Гаянэ» Хачатуряна впервые представлена ленинградским Кировским театром в Перми 9 декабря 1942 года – значит, в эвакуации. Новую редакцию подготовили уже в Ленинграде в 1952 году, наверняка с учетом других размеров сцены, других возможностей оркестра и цехов реквизита.

Смотрим дальше: балет «Далекая планета» когда выпущен? Ага, 12 апреля 1963 года: Гагарин полетел, тема пошла, либретто написали, музыку заказали, постановку подготовили – как раз ко второй годовщине уложились.

Что ж, извлечем из небытия. Вот вам, например, «Балерина», постановка Ташкентского театра оперы и балета, 1949 год.

Композитор Г. Мушель, либретто Е. Барановского.

Действующие лица: Гюльнара, молодая колхозница. Шакир-ата, ее отец. Рахим и Лола, друзья Гюльнары. Павлова. Председатель колхоза. Колхозники, колхозницы. Делегаты международного фестиваля демократической молодежи.

В хлопководческом колхозе праздник урожая. Лучшим сборщикам хлопка торжественно вручают премии. Среди награжденных – молодая девушка Гюльнара. Ее любят и ценят как одну из лучших ударниц хлопковых полей и замечательную плясунью.
Преподавательница хореографического училища Павлова
(sic!) советует Гюльнаре серьезно заниматься танцами. Гюльнара не верит в свои силы, но настойчивые уговоры Павловой достигают цели – Гюльнара решает стать балериной. На ее пути возникает неожиданное затруднение: отец и слышать не хочет о том, чтобы его дочь стала артисткой.
В душе Гюльнары борются два чувства – нежелание огорчить отца и стремление стать танцовщицей. Последнее побеждает, и Гюльнара уезжает в Ташкент. Вначале нелегко даются ей занятия в хореографическом училище. Но, занимаясь изо дня в день, преодолевая трудности, она добивается первых успехов.
Ее друзья Лола и Рахим поддерживают в трудные минуты и радуются ее успехам. Когда по всей стране начинается подготовка к фестивалю демократической молодежи, Гюльнара со своими друзьями усиленно работает, чтобы завоевать право на участие в фестивале. Их труды увенчиваются победой – по решению жюри их направляют на фестиваль.
Отец Гюльнары, понимая свою неправоту, вместе с другими колхозниками участвует в проводах посланцев узбекского народа на всемирный смотр талантов. Гюльнара счастлива, что отец сменил гнев на милость.
Вместе со своими друзьями Лолой и Рахимом, вместе с другими делегатами Советского Союза Гюльнара демонстрирует в своих танцах национальное искусство страны социализма.


balerina

Я б на это посмотрела!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments