blogo_go (blogo_go) wrote,
blogo_go
blogo_go

«Золушка»: сказка совсем не о том

Нынче принято эту сказку бранить. Психологи кухонные и кабинетные проанализировали «Золушку», разобрали по косточкам-архетипам и пригвоздили: это чтиво вредно детям. Особенно девочкам. Будут потом безропотно терпеть унижения, ждать принца и мечтать, что их полюбят за скромность. А фигу.

Девушки и тетеньки выучили: быть такой как Золушка – плохо. Пассивность, виктимность. Никакого «Ты этого достойна». Фу.

Но прочтем первоисточники – хоть Перро, хоть братьев Гримм. И окажется, что психологи-архетипщики анализировали не текст, а свои смутные детские воспоминания о нем (давно, видать, не перечитывали). Или о диснеевском мультике, или о советском фильме с Жеймо, где тема воздаяния за скромность действительно усилена. Но не исходный текст, нет.

В тексте нигде не сказано, что принц хотел жениться на самой хозяйственной, терпеливой и безответной девушке в королевстве. И что Золушка ему понравилась именно этим. Было бы так - непонятно, к чему устраивать бал: послали бы слуг, только не туфельку примерять, а вызнать, кто чище всех натирает котлы и реже всех говорит «Нет».

Не тут-то было: принца привлекли красота, загадка, любезная речь и грациозный танец. Ничего оригинального, все очень (архе)типично. Но ни слова об умении стряпать и сабмиссивности, заметьте. Золушка круче всех на балу.

Значит, Золушка подает дурной пример тем, что в повседневной домашней жизни подчиняется мачехе и терпит притеснения? О, тут тоже интересно.

Сначала происходит резкий переход «жизнь при матери» - «жизнь при мачехе». Жизнь меняется, но Золушка не протестует. Отчего? Вижу две возможные причины. Первая - неприятные перемены происходят на фоне проживания горя после смерти матери, поглощаются этим горем как нечто второстепенное. «Мир изменился к худшему, во всем и навсегда». Вторая – эти события по времени совпадают со взрослением Золушки, то есть становятся ее инициацией, началом жизненных испытаний. И ее натура такова, что она внутренне соглашается с этим переходом, воспринимает его как что-то, что должно было произойти. Недаром она принимает свое новое имя.

Дальше продолжается тем же чередом, и снова безропотно. Возможно, это ей просто милее и ближе – зреть в уединении у себя на чердаке, а не музицировать для гостей на клавикорде в обществе мачехи и сестер. Золушка предоставлена самой себе, и это ее устраивает. Бог весть, как она распорядилась открывшейся свободой. Может, что-то изучала; может, что-то обдумывала. Так или иначе, становилась той девушкой, от которой принц не захотел отойти через десять минут общения.

А помните, как Золушка, только-только прибежав домой, выходит навстречу мачехе и сестрам и расспрашивает их о бале? Разве простушка так сможет? Это какая-то миссис Смит: едва закончив спецоперацию, достоверно притворяется заспанной домохозяюшкой. Хладнокровно, уняв румянец и не сбив дыхание. И не боится выдать себя, а играет с родственничками, как кошка с мышкой.


Кстати, если это богатый дом, то там есть слуги. И тогда фраза «Золушка занималась всей домашней работой» может означать, что она занималась ею как организатор, стала домоправительницей. И эта роль могла ей нравиться: вчера была младшей в семье, а теперь держит все бытовые бразды в своих руках. «А без меня, а без меня тут ничего бы не стояло». Мачеха царствует, а я правлю.

(Есть и еще один аспект – неизвестно, как составлено материнское завещание и велико ли наследство: есть вероятность, что Золушка вообще может не переживать за свое будущее. Но этот аспект можно буквально оставить за скобками.)

А почему же происходит срыв? Почему она рыдает из-за бала? Да потому что точно знает, что туда ей надо. Соперничать с мачехой за первенство в собственной гостиной не надо – а на королевский бал надо. Там произойдет что-то решающее, она нутром чует, у нее с интуицией хорошо. Домашние неурядицы она не столько терпела, сколько не замечала, а вот теперь речь зашла о важном. Я этого достойна, да!

Заметим, что и фея-крестная до этого момента не вмешивалась в происходящее, а теперь настало время. Пора! Пора выйти из укрытия, закончить послушание и явить себя миру. Золушка даже знает – как, главное вовремя попасть в нужную точку. Пусть даже с помощью потусторонних сил: Золушка их не боится.

Вот он, этот архетип: уйти в слуги, в ученики, спать на соломе, вставать раньше всех и трудиться больше всех – а потом сбросить оболочку, воссиять и всем навалять. Kill Bill, Золушка!

Нет смысла поучать «Девушки, не будьте как Золушка». «Как Золушка» быть непросто, не у всех и получится: нужно иметь хороший старт, фею-крестную (или волшебную птичку) и набор очень интересных личных качеств.

Так что это сказка не про овечку-терпелку, о нет. А про умение вкладываться в главное, пренебрегая второстепенным. Про верные шаги в правильное время и про козырь в рукаве.


zolushka

Subscribe

  • Коммерции пост: а вот Корфу! Корфу кому!

    Кому-кому... Всем желающим. Поклонникам Джеральда Даррелла и брата его Лоренса (Ларри), паломникам к Спиридону Тримифунтскому и другим…

  • Возможность Корфу

    Три недели в раю – это мало. Еще попадаются по всему дому купальники, камушки, пакетики из тамошних магазинов. Фотки с Корфу еще…

  • Как русский попадает на Корфу

    Русский турист обычно попадает на Корфу тремя путями. Первой, самой многочисленной группе, в общем-то все равно – Корфу, Кос, Крит или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Коммерции пост: а вот Корфу! Корфу кому!

    Кому-кому... Всем желающим. Поклонникам Джеральда Даррелла и брата его Лоренса (Ларри), паломникам к Спиридону Тримифунтскому и другим…

  • Возможность Корфу

    Три недели в раю – это мало. Еще попадаются по всему дому купальники, камушки, пакетики из тамошних магазинов. Фотки с Корфу еще…

  • Как русский попадает на Корфу

    Русский турист обычно попадает на Корфу тремя путями. Первой, самой многочисленной группе, в общем-то все равно – Корфу, Кос, Крит или…