blogo_go (blogo_go) wrote,
blogo_go
blogo_go

Category:

За миллиард лет до конца света

Примерно раз в год я перечитываю эту вещь.

Во-первых, чтобы откалиброваться, сменить масштаб. Вспомнить, что отдельный маленький человек, с квартиркой и семьей – это все-таки может быть история про М-полости и противостояние мирозданию. А не про «Ленка – жырная дура» и «Смотрите всем интернетом – у моего котика прыщ на жопе».
А то как почитаешь тут всякое, так и начнешь грезить маршем железных колонн – это хотя бы красиво.

Во-вторых, чтобы в очередной раз подивиться, насколько недостоверно там описано родительство. Кругом чертовщина творится, а отец понимает, что опасность может грозить и сыну, только ближе к финалу книги. Нет уж, не верю. Такое мог написать или бездетный человек, или очень молодой, для которого семья – это в первую очередь постоянный доступ к любимой женщине, а дети где-то на периферии.

В-третьих и в ГЛАВНЫХ – чтобы написать наконец этот пост, уж сколько собираюсь, да все откладываю. Я сделала в этом тексте открытие, я там обнаружила нечто: хочу описать и поделиться.

Скорее всего, я изобретаю велосипед. Наверняка серьезные литературоведы давно мое «открытие» заметили, разобрали и обосновали. Но это мой велосипед, и я хочу честно изобрести его заново, не подглядывая в Гугл.

Итак, берем «За миллиард лет до конца света». Нарежем оттуда цитат: https://cloud.mail.ru/public/Gsxt/89aorQx1W

На что же это, спрашиваю я вас, похоже – лексически и ритмически? И то солнце у них там, то луна, то гроза. Да и осетрина… Пра-а-авильно, не узнать невозможно.

Вот, смотрите: https://cloud.mail.ru/public/FAJx/cp5RVcXib

Сколько сладчайших, обжигающих совпадений. Что же это получается, а?!
Сенсация, шок! Стругацкие – плагиаторы?!

Ну конечно (натурально, как сказал бы М.А.Б.). «Мастер» был опубликован в 1966-67 годах в сокращенном варианте, а в 1973 году – полностью. Сюжет «За миллиард лет» родился в 1973 году, через год повесть была готова. По времени все совпадает великолепно.

Но причины, боги мои, причины?!

Может, сознательная небрежность: чертовщину, фактуру мы пропишем вполруки, можем вообще взять у старшего товарища – все равно книга не о том, это не главное. Мы про выбор перед лицом Вселенной – а это все так, позументы.

Мне симпатичнее всего версия инспирации. Всяк читатель после стоящей книги может почувствовать себя Пушкиным: «Душа моя, что за прелесть Бабушкин кот! Я перечёл два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном Фалалеичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повёртывая голову и выгибая спину». Да, и вставляю в речь словечки, и размышляю в ритме Набокова, Грина или Булгакова.
А если этот читатель – писатель, то обаяние прочитанного запросто пропитает новый текст, уж так крепок и привязчив аромат. Потом спохватились, должно быть – что ж это написалось, хоть три имени на обложку ставь! - да уж ладно, пусть.

Но скорее всего это было подмигиванием своему читателю, полу-фрондой: «Мы читали – ты читал, мы знаем пароль - ты тоже, мы одной крови, sapienti sat». Начало постмодернистских игр в цитаты и аллюзии. Теперь-то эти easter eggs изрядно протухли, а тогда были свежи.

Subscribe

  • Травма

    My mind is clearer now. At last поняла – благодаря очередной дискуссии – в чем моя главная детская травма. Что оказалось…

  • Как начинался май

    Вечером тридцатого апреля я клала на стул у кровати книгу, к которой не прикасалась одиннадцать месяцев в году. Потому что все прекрасное…

  • Мутации

    Решила я себя проверить. Проверить свои давние ощущения, что раньше – в книгах, прочитанных в детстве – некоторые слова писались…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments