blogo_go (blogo_go) wrote,
blogo_go
blogo_go

О травле

f3 – замечательный автор, удивительный. Как напишет о чём-нибудь, так потом я хожу с ее текстом внутри несколько дней: размышляю, дополняю, спорю. Она меня очаровала еще со времен своей статьи в русском Cosmopolitan. С чем-то я не согласна (статьи об отношении к внешности), а что-то попадает очень четко и больно, задевает, как крючок. Например, была статья о «родственном» насилии над детьми – как помочь и ребенку (выдержать), и взрослому (остановиться). Или вот новое – как не стать участником травли http://f3.livejournal.com/88733.html.
В травле выявлено 5 ролей:
- инициаторы
- помощники
- наблюдатели
- защитники
- жертвы


Все как по-писаному: я была в трех ролях из пяти: жертвой, помощником, наблюдателем.

Жертва: о, эти средние классы, какой кошмар. В младшей школе одноклассники были еще детками – играли, любили мои рассказы про зверей и книжки, слушались учителей. В старших классах собрались умники и задаваки, но уже цивилизованные – мерялись умениями брать производные (я не шучу, я помню!) и поддевать учителей литературы вопросами не по программе. Нормально, это по-нашему. Но я была совсем не готова к тому, что классе в пятом практически все обратятся в зверенышей, отрастят клычки, собьются в стайки – мне ж никто не сказал, что пора становиться подростком! У меня всё книжки, звери, малышовые косички и полная социальная неграмотность. Мало того. Меня угораздило влюбиться в «Битлз», примерно как граф де ла Фер влюблялся в мраморную статую. В 87 году, ага. Тогда полагалось любить кого? – правильно, Modern Talking. Потом еще Юра Шатунов подключился. Заплатила я за свою любовь в частности и за общую неуместность в целом по полной. Драки в туалете (или я их – когтями, или они меня – в унитаз), украденные и испорченные вещи, издевательства над внешностью и именем – весь букет благоуханный. Причем забавно: в травле объединились и маргинальные двоечницы-матерщинницы, и бойкие отличницы, активистки-пионерки - такие жестко-правильные, боже мой.
И полный ступор: до сих пор не могу разобраться, почему я не пожаловалась родителям. Похоже, было осознание, что родители оценивают меня ну повыше, конечно, чем одноклассники, но похоже по тональности. Поэтому среагируют не так, как мне надо. Не «На нашу принцессу напали разбойники, ату, королевская рать!». А «Надо учиться жить в коллективе, находить общий язык, и вообще хватит быть недотепой, ушами хлопать». Просто пережила, перетерпела. Поняла, что иерархические взрослые игры типа «царь горы» - не моё, ну его в пень. Всякие, прости господи, эстафеты, игры командные – туда же.

Помощник: да, приходилось, именно из-за низкого желания хоть ненадолго слиться с группой, спрятаться, как дерево в лесу, и побыть не-жертвой. Ну как – помощник. К счастью, в насилии не замаралась, все было на уровне слов. В школе: девочки выбрали одного из мальчишек, уж не помню, почему именно его, и подбросили ему в портфель записку с оскорблениями – самыми страшными, какие могут придумать шестиклассницы. Я участвовала – сочиняла эпитеты («крыса вшивая» и т.п.). На работе: присоединялась к насмешкам и пересудам (за глаза) о «странных» коллегах (о неформально одетых, нестандартно звучащих), хотя мне скорее хотелось с этими коллегами дружить.

Наблюдатель: да, чаще всего я просто наблюдала за несправедливостью (когда меня оставляли в покое как жертву и не подзывали милостиво в помощники). Только сейчас вырастаю из этого. И, кстати, про типичную реакцию на стресс, о которой пишет f3: всегда (или с раннего детства) была реакция «замри». Двум другим, более продуктивным («бей» и «беги») я учу себя сама. Осознанно, как мышцы качают. Наверное, и это помогает вылезти из роли наблюдателя.

Инициатором не была, бог миловал. Не потому что такая праведная, а просто не приходило в голову «А потравим-ка NN!». Как-то не было такого пункта в списке дел, затей и развлечений. Я будто в параллельной плоскости: вот даже задайся я целью инициировать травлю, не соображу – как организовать, с чего начать, как вообще это делается. Там надо как-то «по понятиям» формулировать, а я этот язык не выучила.

Мне все кажется, что я когда-то бывала и защитником. Но, скорее всего, это самообман, попытка приукрасить себя в своих же глазах – потому что я не могу, как ни пытаюсь, вспомнить хоть один реальный эпизод защиты. Наверное, это просто были намерения, а не поступки.
А ведь это самая крутая роль! Куда там инициатору! Чтобы затеять травлю, не требуется столько смелости, независимости, силы, сколько нужно защитнику. Это же классический супергерой – один против многих, против инициатора и стаи его подручных. Я хотела бы попробовать, теперь у меня достаточно силы. И умения оценивать ситуацию: знаешь, то, что сейчас происходит – уже травля (не игра, не шутка, не дружеская пикировка).

chu

Subscribe

  • Травма

    My mind is clearer now. At last поняла – благодаря очередной дискуссии – в чем моя главная детская травма. Что оказалось…

  • Как начинался май

    Вечером тридцатого апреля я клала на стул у кровати книгу, к которой не прикасалась одиннадцать месяцев в году. Потому что все прекрасное…

  • Мутации

    Решила я себя проверить. Проверить свои давние ощущения, что раньше – в книгах, прочитанных в детстве – некоторые слова писались…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments