blogo_go (blogo_go) wrote,
blogo_go
blogo_go

Categories:

Дина Рубина, "Русская канарейка"

Полночи не спала, чтобы дочитать. Еще полночи не спала, потому что дочитала.

Рубина умеет «держать зал», ведет за сюжетом, не дает отложить книгу. Но сначала просто держит и ведет. То ли будет впереди. Семейно-авантюрно-любовная сага с обильной этнографической посыпкой под конец оборачивается сущим «Белым Бимом», только про людей. У него ведь тоже должно было получиться, он должен был спастись, он почти спасся, да что же это такое автор творит!
Последние тридцать страниц - такой мертвый мрак, такая жуть и нежить, что если это хэппи-энд, то лучше б она его убила. Джордж наш Мартин был куда милосерднее, разрешив Дайенерис придушить кхала Дрого подушкой.
Могла бы я и догадаться: Рубина же всегда закольцовывает сюжет, сокращает все дроби - как честный сценарист мексиканского сериала. Ружье было повешено на стену еще на десятой странице, но второпях я его не заметила.

Кто переживает, что в книгах ныне одни мертворожденные конструкты, которым невозможно сочувствовать - прошу к Рубиной, она вылечит. Причем сочувствовать будете не сирым и убогим, а сильным, богатым и красивым. И будете ощущать, каково было юной Тэффи: она собиралась поехать к Толстому в Ясную Поляну - умолять автора о спасении князя Андрея. Так и тут - милый автор, надо остановить повествование на удаче!

Опять, опять вспоминается Тарантино с его «Бесславными ублюдками», у которых все получилось. Хочу писателя такого! Чтобы был смелым – дарил героям счастливые развязки, безо всяких «да, но…», и не боялся критиков – любителей «суровой правды жизни». Да что там критиков – чтобы самого себя не боялся, позволял героям быть удачливее его самого и не завидовал.
И чтобы был мастером – я в эти счастливые развязки хочу верить, кукольный бог из картонной машины мне не нужен.

Ну и пару замечаний допишу, немного продышавшись после финала.

С любовной линией там так получается – метафорично. Конфетно-букетно-медовое время проносится за несколько недель, так заданы рамки сюжета. А дальше – труд, решение проблем, выживание; женщина сразу принимается рожать, ухаживать, подставлять плечо, служить опорой - так тоже заданы рамки сюжета, герои в них зажаты, как река в берегах. Друг без друга им не дышится, но свободы, упоения, легкого счастья больше не будет – его объективно невозможно вернуть.

Еврейская тема есть, куда без нее. Но не так навязчиво, как в некоторых других книгах Рубиной или той же Улицкой, где я просто буксую, и приходится пропускать целые куски про богоизбранный народ израилев.

P.S. по мотивам этого поста сочинила про себя стишок-порошок:
я впечатлительный читатель
муму жалею до сих пор
и отобрать хочу у роди
топор



kenar

Tags: книги и фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments