Category: образование

Опять двойка

Опять мы заняли на «Мозгобойне» второе место! Ну сколько можно, все уже привыкли: команды на первом месте меняются, а мы стабильно на втором. Хотя в начале сезона болтаться на 13-15 месте, а потом кривиться от второго – уже неплохо. А кто молодец, кто команду в лидеры вывел? Вот молодец, в зеркале, ай да я. Вот зачем мне куча разрозненных фактов обо всем на свете – от филателии до балета: чтобы блистать по вечерам раз в две недели.

Но, как всегда, я «не тяну» музыкальный раунд – отстала от музыки, XXI век совсем не знаю, без других членов команды был бы провал.
В этот раз нас, кстати, было всего четверо, самая маленькая команда в игре. Значит, от отсутствия «молчунов» и «болтунов» мы ничего не теряем: главное, чтобы приехал рабочий костяк.

С другой стороны, возьмем первое – так надо будет его как-то удерживать. Все сложно :-)

Кому интересно, вот некоторые вопросы, которые мы взяли (самые простые – те, что из блица):

В автомобиле Трампа есть, кроме прочего, запас этого, и это должно идеально подходить президенту. Что это такое?

В клипе Lolly Bomb мужчина ухаживает за опасной «подругой», но та улетает от него в небеса. Назовите имя героя этого клипа.

Чему равно произведение всех цифр? /точнее, конечно, целых положительных одноразрядных чисел/

Авиакомпания Oceanic существует более 20 лет, но билеты на ее рейсы купить невозможно. Где можно увидеть самолеты этой авиакомпании?

Какая африканская река пересекает экватор два раза?

Дана надпись шрифтом Брайля; известно, что она на английском и о любви. Буквы идут в таком порядке: **** ** ***** Как звучит эта фраза по-русски?


А вот что не взяли:
Сколько ног у пломбозавра (дурацкий вопрос – их вообще не существует, но ведь это мог быть какой-то малоизвестный или недавно открытый вид, мы ж не палеонтологи)

Красивый вопрос: в начале прошлого века некий инженер устроил со своей девушкой пикник на реке, та захотела мороженого, и он на лодке отправился за 8 миль покупать лакомство. Когда приплыл обратно, мороженое уже превратилось в жижу, и оба были расстроены. К какому изобретению подтолкнул инженера этот эпизод?

Количество жен Высоцкого на блице. Вот припоминала смутно, что больше двух, но настаивать не стала. Три! Их три!

Что это за немецкий?!

В любом учебнике немецкого сказано, что сочетание «ch» читается как «х'»:
ich liebe dich – я люблю тебя – ихь либе дихь
natürlich – конечно – натюрлихь


И то же самое происходит с «-ig» в конце слова:
zwanzig – двадцать - цванцихь
fertig – готово – фертихь


Приезжаю в эту самую Вестфалию. И что я слышу? Никакого там «х'» нету, а звучит смачное такое «ш», а то и «щ»: фертищь, натюрлищь. Везде и всюду – у воспитательницы в садике, в объявлениях на вокзале, от случайных прохожих и от кассиров в супермаркете. Ищь, цванцищь. Должно быть, это как вологодское «молоко».

Стою перед выбором: или выпендриваться и упорствовать с «х» (без году неделю понаехала, а уже тычет нам тут своим произношением), или мимикрировать и говорить как все люди, «Ищь либе дищь».

Любовник становится мужем

Я когда-то писала про свой роман с немецким языком. Нонеча - не то что давеча. Учу вот.

При ближайшем рассмотрении немецкий - нечто среднее между русским и английским: как в русском, есть падежи и склонения (с артиклями, бррр), изменения по родам и числам. И более вольная структура предложения, и меньше времен, не то что в английском. Но, как и в английском - система вспомогательных и модальных глаголов. Похожая схема составления вопросов. И множество общих корней, конечно.

Ну, понеслась:

Sie - это и «она», и «они», и «Вы». Переводим по контексту, значит.
У «девочки» артикль среднего рода: das Mädchen. ДевочкО.
Образование множественного числа дюжиной разных способов. Сюда даже соваться пока не буду. Что запомню, то запомню.
Так, числительные. Как всегда, второй десяток самый небанальный. Ну, мы его мнемоникой:
  одиннадцать эльфов - elf
  цверг женился на вервольфе, было у них двенадцать детей - zwölf
Schlange - змея, логично.
Туман, туманность - Nebel. Понятно, это латынь: nebulа. Уж нет ли тут родства с нашим «небом»?
Рождество - как родное: Weihnacht. Вайнах; вай, нах!
Brille - очки, значит, повысили в звании по сравнению с английским: там они просто стекляшки (glasses), а тут родня бриллиантам.
Schwarzfahren - проезд без билета; интересно, афрогерманцы еще не требуют переименовать это слово?

А вот особенно интересный момент, люблю такие вещи безумно. Язык ведь многое говорит о создавшем его народе, верно? В словах отражается характер нации. И вот, немецкий язык таков, что его носители могут потрогать ближайшее будущее руками: у них «morgen» - это и «завтра», и «утро»! Выходит, утро - это то самое время, когда «завтра» уже наступило: вот оно, вокруг тебя, если собирался сделать что-то «завтра» - начинай. Будущее не отодвигается все время, в него вполне можно попасть, и уже трудновато все откладывать да откладывать «на завтра».
Глаголы, кстати, в настоящем и будущем времени тоже одинаково пишутся и звучат.
И пусть я выступлю в роли Задорнова, но вижу тут прямую связь с успехами германской нации, с легендарным орднунгом, пунктуальностью и деловитостью.

Мне самое главное - отпустить спасательный круг английского и барахтаться без него. Ничего, тут неглубоко, не утонешь. Я ведь уже могу сказать по-немецки, что плохо говорю по-немецки :-)
Уже вижу структуру предложения на уровне «глокой куздры»: вот подлежащее, вот сказуемое-глагол, вот прилагательные, числительные, предлоги. Вооружаюсь словарем, перевожу корни - alles klar!
Кстати, очень удачный учебник купила - 16 уроков Петрова. Логично, четко, структурированно - немецкий так сам и лезет в голову. Попробовала сама, а потом пошла и купила еще две штуки, дочке и маме: там письменные задания прямо в книге надо делать, а ксерить - не то.

Самый ужас, как всегда, аудирование - воспринимать со слуха. Когда сказать что-то можешь, а понять собеседника - пока никак. Особенно без мимики, без картинки вообще - например, по телефону. Но родительское собрание в садике отсидела, не умерла, даже кое-что спросила и получила ответ (но за дублирующие распечатки им особое спасибо, конечно).
Ничего-ничего. Языки - это такое место, где я в себя верю. И какой же это кайф - утомительный, но кайф, - когда в мозг льются потоки нужной информации со всех сторон, а он впитивает, перерабатывает. Включается на полную мощность! К концу дня - как после хорошей пробежки или заплыва на скорость. Изнеможение, хоть выжимай. Но это классно. Genau.



Школьный жаргон – Розенталю помощник

Попался на глаза отчет феминистки «Как я провела 8 марта». Собиралась она на акцию, пишет про свой наряд: «Главное - не забыть надеть ливчик».

Ливчик, блин. Live'чик-живчик. Девочка в школе, что ли, не училась? В девчачьих раздевалках не бывала, на физ-ру не ходила? Проверочные слова, во всяком случае, не усвоены:
- Ленка уже лифон носит, прикинь.
- Зацени: вчера купила лифак с кружевами.

Мой личный фэн-шуй

В продолжение темы: http://blogo-go.livejournal.com/42159.html

Как и большинство, я родилась и выросла в убогом советском интерьере. Убогим он был не из-за того, что вещи там были дешевыми, негламурными, или не соответствовали каким-то трендам. Нет, убожество проистекало от бестолковости, непродуманности, беспорядка. Все свободные поверхности заставлялись какой-то ерундой: не потому, что было решено, что вот тут для этой ерунды лучшее место, а потому что ее единожды туда приткнули, да так и оставили. Откроешь шкаф – одежда выпирает с полок комьями, переплетясь рукавами и поясами. На шкафу – разнокалиберные коробки с чем-то, в углу – куча пакетов с чем-то еще, под кроватью – вперемешку коробки и пакеты с чем-то третьим. Ключевые слова данного тренда: понапихано&засунуто.

До какого-то возраста я этого и не замечала, все было нормально, привычно. Не резало глаз – что в родительском доме, что в доме рязанской бабушки (у другой бабушки было поупорядоченнее, кстати – вещи по большей части прятались на полках и в шкафах).
Даже не помню, с какого момента я прониклась ненавистью и омерзением к этим «интерьерам». То ли когда стала жить отдельно. То ли после пришествия «ИКЕИ» и глянцевых журналов про дизайн. Как-то это все по времени совпало.

Последней каплей стали путешествия, финские домики да амстердамские гостиные – заглядываешь в окошко и теряешься: это жилой дом или салон декора-интерьера?
interior

Теперь я каленым железом выжигаю вокруг себя понапиханность и засунутость. Вот скрижали моего орднунга, вот мой фэн-шуй:

1. Лучше сразу, с нуля продумать четкий функционал, как у профессора Преображенского: где спать, где обедать, где резать кроликов. То есть что мы собираемся делать – и где мы собираемся это делать. Что будем хранить – и где будем хранить. Какие у нас классы вещей: посуда, одежда, книги, игрушки, косметика, аптечка, постельное белье, рукоделие, работа, инструменты, техника, что еще? Сколько у нас вещей каждого класса, есть ли лишние, будут ли новые? То есть мы сначала решаем, сколько и каких сковородок нам нужно и сколько места они займут, и выделяем «место для сковородок», и они будут лежать там и только там.
Вот честно, если мне подарить новую чашку, когда у меня полка «для чашек» заполнена, я скорее огорчусь, чем обрадуюсь, даже если эта чашка будет очень красивой – ну лишняя она, непрошеный гость! Вот разбилась бы какая-то из старых, тогда другое дело. Над таким подходом можно смеяться, зато в доме порядок. И от непомерного потребления удерживает.
Хороший пример этого подхода – наша дача. Там площадь раза в четыре меньше городской квартиры, но жить там, пожалуй, удобнее – потому что были сразу продуманы функциональные зоны, где и что мы будем делать. И никаких лишних вещей, и никакого старья.

Можно продумать классы вещей и их функционал и не с нуля, а во время ремонта или генеральной уборки, но это, конечно, сложнее. В этом смысле я очень понимаю Петра I: чем в этой старой бестолковой Москве порядок наводить, проще Петербург построить.

2. Вещи должны работать, как крокодил Гена работал в зоопарке крокодилом. Юбка должна работать юбкой, кастрюля – кастрюлей, вазочка - вазочкой, свечка – свечкой. Если юбку никогда не надевают, кастрюлю не достают с дальней полки, в вазу не ставят цветов, свечку не зажигают – это лишние вещи, они не работают, а занимают место.

3. А как же вещи «для красоты»? Они тоже должны работать. Честно спрашиваем себя: вот эта статуэтка несет в мою жизнь красоту? Как часто я останавливаюсь рядом с ней, беру в руки, наслаждаюсь фактурой и линиями? А эта картина – радует она глаз, вдохновляет? Или я про эти предметы вспоминаю только во время уборки, когда, чертыхаясь, стираю с них пыль? А в другие дни не вижу их в упор и не помню?

4. А есть еще вещи-воспоминания – с ними что делать? Рука не поднимается выбросить чашку прадедушки, продать свадебное платье, пустить на растопку рисунки детей. И не надо! Нужно просто такие вещи отделить от «рабочих» вещей, чтобы это платье не занимало место в повседневном гардеробе, а чашка – среди повседневной посуды. Решаем: вот на этой полке/в этом ящике у нас музей. Да, семейный музей. И памятные вещи хранятся там и только там. И лучше в этом «там» оставить запас места – музей-то будет разрастаться, и что делать? Ну ладно, пусть это будет гараж. Или, слава богу, уже пробивается у нас услуга private storage. Но только не на дачу! На даче тоже надо жить нормально.

5. Вещи, которые «пригодятся», имеют право на место в доме, только если четко известно, кому, когда и для чего они пригодятся. Пара примеров: я выбрасывала стеклянные банки, пока свекровь не попросила отдавать их ей – они в церкви раздают в этих банках еду неимущим. Пожалуйста: теперь не выбрасываю, а отдаю. Детские вещи, из которых выросла дочка, хранились постольку, поскольку мы планировали второго ребенка. Теперь все эти ползунки-ванночки-стерилизаторы мы по мере вырастания будем отдавать-продавать, хранить перестанем.

6. Коробка или ящик всегда, всегда лучше пакета, закрытая полка - лучше открытой. Хранение «россыпью» - вообще зло.

7. Попользовался – убрал. Брюки висят на стуле, начатая коробка конфет лежит на столе – сколько дней? И зачем? Это продуманное украшение интерьера или просто лень и забывчивость?

8. Для новинок – отдельное место. Привезли из отпуска морскую звезду? Ребенок получил диплом на конкурсе юных художников? К году Дракона вам подарили прикольного дракона? Отлично! И дракона, и звезду, и диплом хорошо бы поставить на отдельную полку, в шкафчик-витрину, да просто на подоконник: на специальное место для «сменной экспозиции». Когда все налюбуются и нахвастаются, когда эти вещи перестанут быть новыми и радующими, их нужно убрать, освободить место для новых новинок.

9. А если душа не лежит к минимализму, просит интерьера а-ля Версаче? Чтоб все в завитушках, штучках-дрючках, рококо-барокко-классика? Смотрим правде в глаза, а-ля Версаче = домработница. Или все свободное время – на уборку. Или – снова пыль и, здравствуй, убожество. Лучше бедненько, но чистенько, чем богатенько и грязненько. Лучше честная «IKEA».

interior2

10. Замечательно, когда места больше, чем вещей. Есть свободные полки, свободные места, много пространства. Во-первых, это красиво – воздух, простор, свобода. Во-вторых, есть возможность для маневра, для разумного размещения неизбежно появляющегося нового. Мама, увидев мою дачу в готовом виде, сразу сказала: «Ах, как много места на шкафах, можно поставить какие-нибудь коробки». Спорить я не стала, но внутри меня покоробило: не собираюсь я все загромождать. Но если возникнет крайняя необходимость – резерв места у меня есть, да.

11. Специализированные вещи всегда лучше и удобнее. К черту все эти советы из «Науки и жизни» - как сделать вешалку из старых зубных щеток. То, что изначально было задумано как вешалка, будет работать вешалкой лучше, вот сюрприз. Обувь храним в коробках для обуви, мусор выбрасываем в мусорные пакеты, а не в продуктовые, астры проращиваем в специальных горшочках, а не в этих несчастных обрезанных пакетах от молока, бррр!